Православное Обозрение
+ ВЕРА и ЖИЗНЬ +
"Язык мой - трость скорописца" (Пс. 44:2)
Сайт создан в системе uCoz
Главная
Новости
Актуально
Статьи
Библиотека
Ссылки






АВТОРЫ:
иеромонах Иннокентий (Ивлев)
Юрий Божко
Алексей Игнатьев

КНИЖНАЯ ПОЛКА
Публицистика

Святослав РЕЧИНСКИЙ

ФЛОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Под игом "охраны памятников"

Украину губят две вещи - чиновники и еще раз чиновники. Ни террористы, ни война не могли бы принести нашей стране столько вреда, сколько отечественные "кувшинные рыла". Причем, чиновники всех уровней, от президента, до последнего клерка. Они наносят вред как совершенно конкретный материальный, так и трудно исчислимый, но от этого не менее серьезный - моральный. И в результате последнего, страна теряет уважение к самой себе.

В Киеве, на древнем Подоле у подножия Замковой горы находится одна из жемчужин Киева -- Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Двойное название монастырь получил из-за того, что в 1712 году в число насельниц монастыря Флора и Лавра вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, которая находилась напротив врат Киево-Печерской Лавры.

История Флоровской обители восходит к ХІІІ веку. Хотя первое известное письменное свидетельство - грамота польского короля Сигизмунда ІІ Августа, относится к 1566 году. Среди флоровских подвижниц известны Александра Мельгунова, получившая в видении указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель; блаженная Ирина Зеленогорская, духовная поэтесса игумения Парфения, инокиня Елена.

В этой обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь в 1961-1992 годах великой киевской святыни - иконы Божией Матери "Призри на смирение", ныне хранящейся в Киево-Введенском монастыре. Руководит жизнью обители игумения Антония (Филькина).

Именно Флоровскому монастырю довелось первому начать в начале 90-х годов бесконечные тяжбы с тогда еще Советским государством за возврат церковной собственности. Эти тяжбы продолжаются и поныне. Почти десять лет понадобилось Флоровским матушкам для того, чтобы вернуть монастырю оскверненный, изуродованный храм иконы Казанской Божьей Матери. Восстановили, вернули своими силами ему исторический облик. Со стороны властей, естественно, ни слов извинений, ни тем более помощи никто не дождался. А рядом с Казанским храмом, под толстым слоем асфальта замурованы свидетельства еще одного преступления советской власти. Преступления, за которое ответственность переносится и на власть нынешнюю.

Рассказывает секретарь игумении Антонии матушка Феодосия: "Под этим слоем асфальта возле Казанского храма лежат останки множества людей. Здесь захоронены игуменьи монастыря, священство, Мария Магдалина Мазепина и воины, около 500 человек, защищавших Киев во время Великой Отечественной войны. Монахини Серафима и Александра прятали раненных красноармейцев на чердаках и в подвалах Казанской церкви. Но один полицай их предал и Серафиму с Александрой порубили на куски, а всех войнов, которые прятались в монастыре - расстреляли и тут же похоронили в братской могиле. На могиле стоял большой черный крест. Это кладбище существовало еще в 60-е годы. Потом его забрали под протезный завод, а Казанскую церковь превратили в фабричный цех. С кладбища сняли надгробия и закатали асфальтом. А территорию передали протезному заводу. Мы подняли документы и оказалось, что даже в 60-м году у протезного завода не было документов на эту землю. Официально это был самозахват. В 1990 году городская администрация приняла решение о передаче нам этой земли. Есть все документы от всех инстанций, чтобы передать монастырю эту землю и в тоже время ничего не делается. Все как будто за, но ничего не происходит. В чем же секрет? В том, что Управление по охране памятников, во главе с Русланом Кухаренко не хочет передавать эту землю монастырю. Из-за них мы даже не можем получить документы на землю. Они, фактически заблокировали нашу деятельность. С 1999 года идет эта волокита.

Еще одна проблема в том, что в непосредственной близости от восстановленной нами Казанской церкви расположены цеха протезного завода с работающими станками. Такая вибрация рядом с церковью недопустима, она может разрушить храм. Протезный завод предлагает, чтобы монастырь построил для него павильон в другом месте и тогда они освободят территорию монастыря. Но это - несколько миллионов гривен, которых у монастыря нет".

Да и почему, собственно, монастырь должен искать место для завода, который был вселен на монастырскую территорию? Это забота государства, которое обязано восстановить историческую справедливость. Не может монастырь возвратить и другое свое кладбище, которое находилось на Замковой горе и где стояла Троицкая церковь. Эту землю монастырю городская администрация просто не хочет возвращать, видимо имея на нее какие-то свои коммерческие планы. А пока, уже более десяти лет здесь происходят сборища и жертвоприношения сатанистов (это в непосредственной близости от православного монастыря!), собираются бомжи и уголовники и периодически происходят жестокие убийства. Монахини этой горы уже просто боятся, но не имеют права даже поставить забор, который бы оградил их от сатанистов.

Самое отвратительное во всей этой истории то, что больше всего вреда монахиням приносит организация, которая должна была бы им помогать, а именно Главное управление охраны памятников истории, культуры и исторической среды г. Киева во главе с Русланом Кухаренко. Вместо того, чтобы помочь восстановить историческую справедливость, эта организация всячески препятствует монастырю.

В недавнем интервью одной из киевских газет на вопрос о том, чтобы он мечтал сделать для Киева, Руслан Иванович высокопарно ответил: "Возродить в Киеве как можно больше очагов духовности. Церквей, соборов, храмов. И сделать так, чтобы каждая дорога в центре старого Киева, как испокон веков, вела к Храму. Ведь, как сказал Андрей Первозванный: "На этих горах воссияет благодать Божья и будет град великий, и много церквей воздвигнуты будут". А благодать это та же гармония - в городе, в семье, в мыслях и в наших душах..." К сожалению, практика показывает, что организация, возглавляемая Кухаренко больше озабочена гармонией в собственных кошельках. Именно с разрешения управления охраны памятников истории в Киеве проходит масштабное уродование верхних этажей исторических зданий всевозможными надстройками, набирает размах так называемое восстановление исторических памятников, вроде жалкого макета храма Богородицы Пирогощи или Михайловского собора. Не говоря уже о чудовищных скульптурах, типа памятника гетьману Сагайдачному на Подоле. На эти странные "новоделы" тратятся огромные средства из городской казны. Причем работы оцениваются как реставрационные (а это, замечу, самые высокие оценочные категории), хотя проводятся обычные строительно-монтажные работы. Впрочем, деятельность "охранников памятников" носит еще и явно антиправославный характер. В свое время именно Кухаренко приложил много усилий, чтобы помешать проведению богослужений на Лукьяновском кладбище. С согласия "охранителей" Софийский собор Киева предоставлялся Филарету и прочим раскольникам, но только не канонической Православной Церкви.

Вся эта грустная история ясно показывает - за годы независимости ничего не изменилось, мы по прежнему живем во власти чиновников озабоченных чем угодно, но только не благом страны, города или отдельного человека. И это иго ни чем не лучше монголо-татарского.

Православие в Украине