Православное Обозрение
+ ВЕРА и ЖИЗНЬ +
"Язык мой - трость скорописца" (Пс. 44:2)
Сайт создан в системе uCoz
Главная
Новости
Актуально
Статьи
Библиотека
Ссылки






АВТОРЫ:
иеромонах Иннокентий (Ивлев)
Юрий Божко
Алексей Игнатьев


Юрий Божко
Алексей Игнатьев

АНАФЕМА – ОНА И В АФРИКЕ АНАФЕМА

Радует, что позиция Украинской Православной Церкви в отношении УПЦ-КП, выраженная в статье "Да не будет двух епископов во граде", не оставила равнодушной наших горожан. Настораживает, хоть давно уже не удивляет – то, что нашлись люди, чья компетентность в сфере внутрицерковной жизни весьма сомнительна, которые взялись за перо там, где лучше бы взяться за книги. Можно понять, что те, кто еще совсем недавно постигал премудрости "научного" атеизма, сегодня не вполне себе представляют, что же такое Церковь, и почему она – Православная. Можно с пониманием отнестись к человеку, не знакомому с теми основами и принципами, на которых зиждится жизнь Православия. Но, коль мы публично заговорили о Церкви, а не о погоде, то совершенно невозможно мириться с воинствующим невежеством.

Вряд ли авторы письма-возмущения постарались вникнуть в слова, вынесенные нами в заглавие материала о расколе в Украинском Православии. Думается, это потому, что Апостольские правила, каноны Церкви для этих людей значат не больше, чем прошлогодний снег. Не случайно ни один из фактов, изложенных в статье, не был не то, что опровергнут, а хотя бы прокомментирован. А неуважительное отношение Тимофея Зинкевича к чувствам верующих УПЦ, языку их богослужения и святым, к которым они возносят свои молитвы (достаточно ярко продемонстрированное на злополучной пресс-конференции), судя по всему, нисколько не заботит борцов за духовность, которые и направили свое послание в СМИ и органам государственной власти. Равно, как и законы внутрицерковной жизни, это, наверное, в их глазах что-то второстепенное, маловажное, то, чем легко можно пожертвовать ради межцерковного "мира" и покровительства иных политиков.

Иначе к канонам относятся люди Церкви. Как православные христиане, мы просто обязаны защищать свою веру, то есть либо промолчать и помолиться о вразумлении ложь несущего или прямо назвать белое – белым, черное – черным, а не наоборот. Поэтому вновь приходится напоминать: с точки зрения мирового Православия организация, отколовшаяся от Поместной Православной Церкви и противопоставившая себя всей Церковной Полноте, является именно расколом. Называя представителей УПЦ – Киевского патриархата раскольниками, мы не имели намерений кого-то обидеть или оскорбить. Это просто констатация факта. Слово "раскольники" - опять же не ругательство, а богословское определение, известное с первых веков христианства (авторство принадлежит св. Игнатию Богоносцу – II век). В Правилах св. Василия Великого есть четкое различение – что является ересью, что – расколом, что – самочинным сборищем. Таким образом, люди, которые учинили раскол в Церкви, иного именования, кроме как раскольники, не заслуживают. А по 31-му Апостольскому правилу, епископ, ставший во главе раскола, "да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти". Вопросы?

Летом 2000 года в Одессе Вселенский Патриарх Варфоломей на вопрос журналистов о лжепатриаршестве Филарета (Михаила Денисенко) ответил: "Анафема она и в Африке анафема", тем самым подчеркнув, что отлучение Михаила Денисенко от Церкви является законным для всего православного мира, и в любой части света православный священник не будет сослужить вместе с представителем УПЦ-КП на том основании, что нет никаких священнослужителей в УПЦ-КП, а есть просто люди, носящие облачения и дерзающие приступать к престолу Божию с благословения человека, который и христианином, по сути, не является.

Анафема – не проклятие. Церковь никого не проклинает, это – отлучение, последнее увещевание, предупреждение с призывом к покаянию людей, ушедших из Церкви, но продолжающих называть себя православными. Из Церкви можно унести свою гордыню и амбиции, прихватить церковную казну, но нельзя при этом уйти, не лишившись благодати.

Поэтому, разве можно поверить расстриженному монаху, который призывает к честности и благородству? Ведь он же сам нарушил собственное обещание, данное перед Крестом и Евангелием! В апреле 1992 года в Москве на Архиерейском Соборе Филарет, тогда еще в сане митрополита, согласился с критикой в его адрес и дал архипастырское слово, что "во имя мира церковного" он подаст прошение об освобождении его от поста Предстоятеля Украинской Митрополии. Однако, вернувшись в Киев, Филарет на пресс-конференции в Укринформе заявил об отказе подать заявление об отставке. Не удержался он и от обвинений в адрес "имперской церкви-насильницы" и призвал к разрыву с Русской Православной Церковью. Спрашивается: разве можно искренне молиться распятому Христу, Который перед Своими страданиями призывал христиан к единству ("Одно стадо и один Пастырь" - Ин. 10:16) – и в то же время быть поборником разделения, поставив в своей иерархии ценностей деньги, власть и политику выше веры?

Возвращаясь к открытому письму защитников УПЦ-КП и отвечая на вопрос, "зачем нужна церковь, которая объединяет победителей, а не христиан?", мы, вслед за св.Григорием Богословом (который еще в четвертом веке говорил тогдашним раскольникам арианам: "Не победы мы добиваемся, а возвращения братьев наших, разлука с которыми нас терзает") считаем, что церковь, объединяющая не христиан, а победителей, вовсе не нужна. А если в грешной душе человеческой победили мотивы не религиозно-нравственные, а политические – это повод не к возмущениям, а к покаянию перед Тем, Кто однажды все равно рассудит: что есть дар Божий, а что – всего лишь яичница.

Те, кто вступил с нами в полемику, возмущены "тональностью" статьи, в частности, словами "лжеепископ", "лжеархиерей", "филаретовцы" и т. д. Увы, это отнюдь не тональность и не наша личная эмоцальная оценка. Мы не назовем, например, папского нунция лжеепископом, потому что он честно заявляет о себе как о епископе именно Католической церкви, но не называет себя православным архиереем. Подбирая выражения, мы руководствовались канонами Православной Церкви, в частности, согласно 47-му Апостольскому правилу, "епископ или пресвитер, который не отличает священников от лжесвященников, да будет извержен из сана". За подобную неразборчивость и миряне "да будут отлучены от общения церковного". И чтобы этого не случилось, представителей УПЦ-КП, в том числе Тимофея Зинкевича и присных, в современной богословской литературе принято называть филаретовцами, подобно тому, как в свое время древние христиане раскольников ариан именовали арианами, так как их предводителем был Арий. Последователи анафематствованного Нестория были известны как несториане. Логично и последователей анафематствованного Филарета называть филаретовцами…

В редакцию газеты обратилась некая преподавательница, якобы историк, с заявлением, что в статье "Да не будет двух епископов во граде" цитата Николая Костомарова чуть ли не нами придумана. Однако, слова Н.Костомарова о Переяславской Раде мы изложили дословно, используя не выдержки из "трудов" политически ангажированных современных "историков", сомнительными теориями которых земля полнится, а полное собрание сочинений выдающегося украинского ученого, даже не прибегая к стилистической правке и перефразу. Еще сторонники УПЦ-КП обвиняют нас в отсутствии любви. Напротив, мы искренне сочувствуем обманутым людям, которые сейчас находятся вне Церкви. А то, что иные заявления и действия понуждают иной раз к резкости – это правда. Но мы верим, что рано или поздно наши братья, которые отделились от нас и пребывают во вражде с Христовой Церковью, все-таки образумятся. И произойдет это, мы верим, исключительно церковными методами, а вовсе не благодаря вмешательству властей.

Статью "Да не будет двух епископов во граде" мы писали как православные христиане. Наша Православная Церковь вот уже много десятилетий терпит унижения со стороны власти, сначала – советской атеистической, а теперь со стороны праворадикалов и политических хамелеонов – тех, кто раньше был верным ленинцем, а сегодня вдруг ощутил себя преданным сыном независимой Украины. Ну хоть бы слово сочувствия услышали верные Украинской Православной Церкви в разгар погромов на Западной Украине в 90-е годы прошлого столетия (когда обезумевшие штурмовики избивали стариков-священников и пожилых прихожанок, топтали святые антиминсы и, подгоняя цепями и арматурами, гнали людей, как скот, "в направлении Москвы") от тех, кто сегодня смело встал на защиту "Киевского патриархата"! Ну так и мы не боимся – и впредь честно выражать свою позицию, как призывает нас к этому совесть, и на что имеем право по Конституции.

Мы никогда никого не призывали и не призываем к насилию. Каноническая Православная Церковь Украины смиренно претерпела и терпит множество бесчинств от людей, за душой у которых, действительно, нет ничего святого. Ведь не мы же 18 июня 1992 года с сотней вооруженных обрезками труб и арматуры, резиновыми дубинками и цепями боевиков УНСО предприняли ночной штурм Киево-Печерской Лавры. Бандиты ворвались тогда в покои настоятеля Лавры отца Питирима, раскрушив все на своем пути: двери, окна, мебель. Отморозки избивали той страшной ночью священников, монахов и послушников, сбежавшихся на звон колокола. Одновременно с унсовцами к зданию подкатил автомобиль секретаря Филарета, а накануне штурма, который не удался только благодара быстрому реагированию милиции, боевиков благословляли во Владимирском соборе Киевского патриархата…

Можно вспомнить и насильственные захваты православных храмов приверженцами УПЦ-КП в Луцке и Ровно в том же году. К сожалению, новейшая история Украины последнего десятилетия содержит и другие примеры, когда христианская этика и мораль отступала на задний план у тех, кто с пеной на губах клеймит своих соотечественников как "московських запроданців", прикрываясь какими-то "гаслами державності", заученными как когда-то в прошлом очередная программа руководящей и правящей.

Хорошо, что здания, когда-то незаконно отнятые у Церкви, ныне возвращают православным верующим. Но мы не понимаем, на каком основании многие храмы, в частности, сумской Воскресенский собор, отдаются не тому, у кого отбирала их советская власть, а организации, возникшей всего лишь десятилетие тому назад. Здравым ли смыслом руководствуются те, кто готов возвратить награбленное не тому, кто пострадал, а третьим лицам, без зазрения совести готовым поучаствовать в таком востановлении "справедливости"?

"Настораживает тот факт, - читаем в письме-возмущении, - что авторы указанной статьи пытаются разделить граждан". Пардон! абзацем выше говорится о необходимости считаться с реальностью существования в Украине УПЦ-КП. Так мы и считаемся с этим – с тем, что, учинив раскол, Филарет Денисенко внес в украинское Православие очередное разделение.

И что бы ни говорили на пресс-конференциях вожди раскола, что бы ни писали их приверженцы, как и наши архипастыри, мы, православные миряне, молимся о возвращении в лоно матери Церкви покаявшихся раскольников. Как говорит Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан): "Нет греха, которого не простил бы Господь. И нет греха, которого бы не покрыла своей любовью Церковь. Церковь ждет тех, кто ушел из нее"